Тренировка памяти

Память - это сложный психический процесс, способность мозга сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. 
Возрастное ухудшение функции памяти принято считать нормальным возрастным явлением. Как правило, оно происходит постепенно. 
Резкое ухудшение — явление аномальное и является следствием какого-либо заболевания. У пожилых людей процесс ухудшения памяти и снижение быстроты реакции происходит постепенно.  Однако возраст сам по себе не является гарантией того, что у человека обязательно возникнет старческая потеря памяти. Снижение остроты восприятия и мышления начинается с 45 лет и выражается в разной степени. Некоторые проблемы с памятью, нельзя считать неизбеж¬ными последствиями старения. Их провоцируют другие факторы, такие, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов. Но уровень познавательного мышления и механизмы памяти действительно ухудшаются, если ими не пользоваться. Поэтому память нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20—25 минут.
Упражнения  для тренировки памяти:
1.    Посчитайте вслух от 100 до 1 (в обратном порядке).
2.    Произнесите по очереди буквы алфавита, приду¬мывая на каждую из них слово. Если вы задума¬лись больше чем на 15 секунд, то пропустите эту букву и двигайтесь дальше. 
3.    Назовите 20 женских имен, присваивая им поряд¬ковый номер (например, Алевтина — 1, Барба¬ра — 2, Вероника — 3, Галина — 4 и т. д.). Повторите упражнение, только с мужскими именами.
4.    Назовите по порядку 20 наименований продуктов (например: арбуз, баклажан, вишня, горчица, дыня и т. д.).
5.    Назовите 20 слов, начинающихся с любой буквы, ну¬меруя при этом каждое слово (например: 1 — дверь, 2 — диван, 3 — дрова, 4 — дымоход, 5 — день и т. д.).
6.    Сосчитайте по-английски (или на любом другом иностранном языке) до 20.
7.    Игра для двоих «в города» или «в слова». Первый называет город или любое существительное, второй должен сказать слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова, например: арбуЗ – ЗефиР - Рыба и т.д. 
8.    Зачитывается короткий рас¬сказ. Его содержание надо пересказать максимально подробно, припомнив все моменты и детали. Лучше, если между прочтением рассказа и его пересказом пройдет какое-то время. От 1 часа, до 1 дня.
9.    Вспоминайте и учите стихи и песни. Для начала надо вместе вспомнить любимые стихи или тексты песен, которые были выучены давно, возможно в молодости. Те места, которые напрочь забыты, нужно восстановить и заучить. При следующей встрече вспомнить песню целиком. Затем можно приступать к чтению и выучиванию новых стихов или песен любимых авторов.
10.  Поиск аналогов. Называется какой-либо предмет или явление, например «лекарство». Необходимо вспомнить как можно больше слов-синонимов или его аналогов, например: ЛЕКАРСТВО - снадобье, средство, зелье, противоядие, медикамент, панацея; бальзам, капли, мазь, микстура, таблетки, облатки, пилюли, порошок, эликсир.
11.  Разгадывание сканвордов, кроссвордов отлично тренирует память и мышление
12.  Попробуйте по памяти подробно описать двор или путь из дома в магазин – то, что видели сотни раз. Вместе  дополняйте пропущенные детали.

 


Материал подготовлен специалистами сектора психологической помощи АУСОН ТОИ и ДПО «Областной геронтологический центр»

Поделиться: